№12-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании HUBBLE GROUP LTD.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№48-2008| Точка зрения Версия для печати

Что сокращать: штат или зарплату?

Сократить фонд заработной платы можно путем увольнения части сотрудников либо за счет снижения зарплат и отмены премий. И в том, и в другом случае будут обиженные и недовольные. Руководитель стоит перед выбором.

Валерий КОРШУНОВ
 

Как выбрать меньшее из зол и определить, что именно нужно сокращать?

Возможно, сокращать придется и то, и другое
Валерий КОРШУНОВ, генеральный директор КА NextTop. Все зависит от задачи: что мы спасаем – продукт или команду. Компания, в которой мне посчастливилось работать в 1998 году, выбрала спасение команды. Руководитель фирмы объявил, что сокращений не будет, но вынужденное уменьшение зарплаты неизбежно. Ему повезло, он сохранил и бизнес, и команду. Однако сегодня лозунг «Сохраним команду!» кажется чрезмерно мессианским. Думаю, что нужно исходить из задачи сохранения бизнеса. Не все поместятся в этот «Ноев ковчег», но от выживания бизнеса зависит благополучие оставшейся команды. Ситуация может сложиться так, что речь будет идти не об альтернативе «что сокращать: штат или зарплату», а об одновременном сокращении и штата, и заработной платы.

Екатерина ДВОРНИКОВА
 

Сокращение – неправильное решение
Екатерина ДВОРНИКОВА, генеральный директор бренд-консалтинговой компании «Дворникова и Партнеры». На мой взгляд, ни сокращение штата, ни снижение зарплат не является «правильным» решением в кризисной ситуации. В первую очередь руководитель в кризисной ситуации должен еще больше заниматься командообразованием и поднимать общий настрой сотрудников – вместе они быстрее и эффективнее преодолеют кризис. Таким образом, получается, что надо сокращать не издержки (зарплаты и сотрудников) а увеличивать производительность труда каждого сотрудника. Ведь если сотрудники будут чувствовать себя частью единой сплоченной команды, то и работать они будут с большей отдачей и, что крайне важно, с оптимизмом будут смотреть в будущее.

Как поступить, чтобы сокращения минимально отразились на работоспособности коллектива?

Поступки руководителя должны быть предсказуемы
Валерий КОРШУНОВ, КА NextTop. Персонал должен понимать необходимость этих действий. Например, в одной из наших компаний-клиентов было проведено общее собрание. Генеральный директор четко объяснил сотрудникам причины сокращения (сокращали 20% персонала), назвал имена «жертв» и описал проблемы, которые ждут компанию, если ее руководство не пойдет на столь непопулярную меру. Работники фирмы получили исчерпывающую информацию. Те, кто остался, не сидели, как на пороховой бочке, с единственной мыслью в голове: «А вдруг и меня уволят».
Естественно, с сокращаемыми сотрудниками нужно провести отдельную работу, попытаться сохранить у них позитивное отношение к компании, предотвратить возможные эмоциональные всплески и распространение увольняемыми негатива среди работающих сотрудников.
Можно пойти самым простым, но затратным путем – заказать аутплейсмент (мягкое увольнение). В рамках аутплейсмента можно выбрать различные услуги, начиная от обычного консультирования увольняемых по рынку труда и технологии поиска работы до трудоустройства высвобождаемых специалистов в другие компании (статья про аутплейсмент)

Олег СОЛДАТОВ
 

Увольнять непросто, но такова доля руководителя
Олег СОЛДАТОВ, консультант по кадровым вопросам, компания «Профотбор». Если дела идут так плохо, что руководитель вынужден идти на это, первая и очень непростая задача, которую нужно выполнить – определить, с какими сотрудниками можно остаться, а с которыми – расстаться. В кризис нет ни времени, ни денег проводить оценку персонала, но у каждого руководителя и без того есть видение, кто необходим, а кто нет. Увольнять всегда непросто, но такова доля руководителя. В конце концов уволенным можно выдать выходное пособие. С оставшимися провести честный разговор и предложить пути реструктуризации вознаграждения, например, увязать их доходы с доходами компании. Ключевым сотрудникам нужно гарантировать их доход.
Руководителю необходимо оставаться открытым. Эмоциональная составляющая и вера в руководителя в критической ситуации очень важна, и единственное средство – это взаимное доверие, которое базируется на открытости. Если вы не склонны к открытости, поручите такую работу заместителю. Сотрудники в кризис напряжены больше обычного, и это напряжение необходимо снимать.

Ксения СУХОТИНА
 

Наберитесь сил для постоянного общения
Ксения СУХОТИНА, руководитель направления HR-консалтинга аудиторско-консалтинговой компании «Развитие бизнес систем». Все по классике. Любые организационные изменения, особенно негативные, должны сопровождаться информационной открытостью. Сотрудникам необходимо дать возможность высказаться, а также получить обратную связь от руководителей. Снижению демотивации персонала в кризис помогут не деньги, а программы нематериальной мотивации: похвала, признание заслуг, забота о подчиненных. От руководителя потребуется поддержание позитивной обстановки, дополнительные усилия для укрепления командного духа. Мой совет: наберитесь сил для постоянного общения, старайтесь найти индивидуальный подход к подчиненным, подавайте пример позитивного отношения к жизни.

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
 

Не перекладывайте неприятную миссию на заместителей
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, главный бухгалтер ЗАО «Кун». Для начала точно оцените потребности в персонале. Не бойтесь показаться смешным, лишний раз уточняя функциональные обязанности каждого сотрудника. Вам необходимо точно знать, кто что и для чего делает и можно ли в принципе без этого обходиться в дальнейшем. Вам больше не нужен финансовый директор, если с его задачами справится главный бухгалтер за дополнительный оклад. Оценив потребности, приступайте к самому неприятному.
Не опасайтесь выглядеть неудобно перед сотрудником, который скоро не будет у вас уже работать: человек всегда в состоянии найти применение своим способностям. Будучи оповещенным об этой необходимости заблаговременно, он безболезненно пройдет этот этап и будет благодарен работодателю, за то что с ним обошлись по-человечески. Если это необходимо, лично разговаривайте с увольняемыми, не перекладывая эту неприятную миссию на руководителей соответствующих подразделений. Сотрудники – и те, кто уходит, и те, кто остается, должны осознать, что руководство никуда не прячется и готово искать выход вместе и всегда выслушает аргументы любого члена коллектива.
Будьте предельно честны со своими сотрудниками, они должны понимать, что увольняют не худших и бесполезных. Увольняют людей, чья помощь компании в данных обстоятельствах просто не по карману. Обязательно дайте уходящим сотрудникам объективно положительные рекомендательные письма и не теряйте контакта с ними: хороший сотрудник еще вернется к вам.

Обеспечьте уволенных пособиями
Екатерина ДВОРНИКОВА, компания «Дворникова и Партнеры». Если сокращения неизбежны, необходимо обеспечить увольняемых сотрудников выходными пособиями – зарплатой за текущий и следующий месяцы, разрешить в течение определенного времени использовать ресурсы компании для поиска работы (распечатка документов, рассылка резюме). Нужно довести до сведения всех сотрудников, что никто не будет просто уволен в одночасье, а руководство компании сделает все возможное, чтобы уволенные сотрудники как можно быстрее нашли работу.

Считаете ли вы, что кризис – удобное время для избавления от балласта ?

Увольнение в кризис снимает психологическую тяжесть
Олег СОЛДАТОВ, компания «Профотбор». Избавляться от балласта нужно не только в кризисы. Но, к сожалению, наше сознание инертно, и кризис лишь подстегивает руководителя к решительным действиям. Он дает ему осознание, что иначе поступить невозможно, и снимает психологическую тяжесть от принимаемого решения. Увольнение в кризис удобно с этой точки зрения.

В кризис ставка делается на самых эффективных
Валерий КОРШУНОВ, КА NextTop. Все просто и естественно – в кризис ставка делается на самых эффективных. Остальные, менее эффективные, попадают в список на увольнение. Однако попавшие в этот список имеют шансы устроиться в другие компании, где их профессиональный уровень будет соответствовать стоящим перед ними задачам.
Сегодня в некоторых сегментах рынка, которые оказались более устойчивы к кризису, наблюдается обновление персонала. Как сказал один из наших клиентов: «Сейчас ко мне приходят специалисты на голову выше тех, которых я набрал весной. Буду привлекать более сильных, а со слабыми – расставаться».

Я поддерживаю тех, кто проводит эту оптимизацию
Ксения СУХОТИНА, компания «Развитие бизнес систем». Да и я поддерживаю тех, кто правильно проводит эту оптимизацию. По моему опыту консалтинга штаты большинства компаний раздуты несоразмерно с реальными потребностями бизнеса. Кризис – это время пересмотра отношения к персоналу: тех, кто вносит свой вклад в развитие компании, необходимо удерживать и дополнительно мотивировать. А тех, кто просто занимает место, нужно уволить. Несмотря на весь трагизм, нынешняя ситуация позволит сбалансировать определенный перекос, сложившийся за последние годы.

Такой подход сильно портит имидж компании
Екатерина ДВОРНИКОВА, компания «Дворникова и Партнеры». Нет, не считаю. Кроме того, уверена, что компании, которые используют кризис для данных целей, очень сильно испортят себе имидж. А ведь кризис рано или поздно кончится!
Кризис – это эффективный инструмент для того, чтобы сделать свой бизнес более эффективным. Надо просто не рассуждать бесконечно на тему кризиса и не обсуждать все время, как же все плохо и будет хуже, а работать и заряжать своим энтузиазмом всех сотрудников!





Рубрика: Точка зрения Тема: Снижаем издержки Компании: Дворникова и Партнеры, Кун, Next Top, Профотбор, РБС – человеческие ресурсы Персоны: Васильев Дмитрий, ДВОРНИКОВА Екатерина, Коршунов Валерий, Солдатов Олег, Сухотина Ксения
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Как исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)

Почему возникают технические ошибки при внесении сведений в ЕГРН и как добиться их исправления в установленный законом срок.

Юридические услуги

Как и где можно получить выписку из ЕГРН о зарегистрированных договорах долевого участия (ДДУ)

С введением в действие Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, повлиявшие на отдельные виды документов, выдаваемых Росреестром и содержащие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции