Взаимоотношения власти и бизнеса чудно описаны в «Скупом рыцаре» и «Сценах из рыцарских времен» Пушкина, который, как известно, наше все. Рыцари с зазубренными прадедовскими мечами приходят (или даже вызывают к себе в замок) к купцам, ростовщикам и прочим мельникам и отбирают у них излишки капитализации. Те, со своей стороны, прячут золотые червонцы в горшки с зерном и под половицы, жалуясь на бедность и различный неурожай. Кажется, с тех пор многое изменилось?
Недавно Госдума приняла поправки в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового Кодекса и ряд других нормативных актов, которые уточняют отдельные вопросы применения упрощенной системы налогообложения. Если не брать в расчет нюансы, то главным результатом трудов законотворцев стало увеличение верхней планки выручки компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения до 20 млн руб. Кроме того, был принят ряд уже не «пряничных» законов: штраф в размере 30 тыс. руб. за продажу товара на сумму 180 руб. без чека, а также законопроект, позволяющий налоговым органам взимать штрафы, не превышающие 50 тыс. руб. по одному налогу без суда. Стоит ли надеяться на то, что малый и средний бизнес благодаря этим мерам станет развиваться активнее?
«Поправки увеличат заинтересованность в легальном ведении налоговой отчетности»
Как известно, кризис 1998 года нанес серьезный урон российскому бизнесу, и основной удар принял его наименее защищенный сегмент – малый и средний бизнес. В то время как крупные компании и банки смогли оправиться от последствий в течение 2–3 лет, малый бизнес до последнего времени пребывал в довольно тяжелом положении. Именно в этом контексте следует рассматривать все либеральные законы последнего времени, направленные на создание оптимального климата для развития небольших торговых и производственных компаний.
Последние поправки, увеличивающие максимально допустимый валовой оборот для работы по упрощенной схеме, несомненно улучшат положение малого бизнеса и его взаимоотношения с государством, поскольку увеличат заинтересованность предпринимателя в легальном ведении налоговой отчетности. Работать по упрощенной схеме действительно выгодно: предприниматель получает не только определенные налоговые льготы, но и минимум временных и финансовых затрат на бухгалтерскую отчетность. Работая по «упрощенке», не нужно стоять в очередях в налоговой инспекции – достаточно послать налоговую декларацию заказным письмом с уведомлением.
Я надеюсь, что законодатели не остановятся на увеличении максимального объема дохода до 20 млн – мне кажется оптимальной суммой была бы 30 млн, поскольку сейчас именно этот сегмент оценивается как средний. Это 5–7 лет назад малый бизнес ассоциировался с палатками, рынками, а сегодня – это производственные предприятия, сектор услуг и торгово-закупочные компании, оборот которых значительно выше.
Евгений КРОКИН, руководитель
юридической компании «Баррит»
«Говорить о том, что поправки помогут молодым компаниям, излишне оптимистично»
Последние поправки к закону об упрощенной системе налогообложения никаких позитивных или негативных реакций не вызовут.
Говорить о том, что они помогут молодым, развивающимся компаниям, было бы излишне оптимистично: для молодой компании с ежемесячным доходом в $1000 – $1200 и выплата налогов, и необходимость содержать внештатного бухгалтера для составления бухгалтерской отчетности могут стать серьезным препятствием в развитии. Оптимальным мне представляется опыт Китая, где все компании освобождаются от налогов на 3 года с момента их создания.
Что касается среднего бизнеса, который подчас пытается уменьшить налоговое бремя путем дробления одной компании на несколько (каждая из которых платит фиксированный налог по упрощенной схеме), то и для него эта система, как показывает практика, не вполне выгодна. Ведь в действительности у нас существует очень специфическая, «оброковая», система налогообложения с неоговоренными, но фиксированными ставками: $ 200 в год – для ПБОЮЛа, $1000 – для «палаточника», $5000 – для магазина или небольшой производственной компании, $50000 – для банка и «на полную катушку» – для сырьевых компаний. Поэтому на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса наиболее рациональным решением является платить столько налогов, сколько ему положено «по рангу» – это достаточно экономично и гарантирует индифферентное отношение со стороны налогового инспектора.
Владимир КОНСТАНТИНОВ,
старший юрист компании «Север»
С введением в действие Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, повлиявшие на отдельные виды документов, выдаваемых Росреестром и содержащие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).