№12-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании HUBBLE GROUP LTD.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№44-2010| Снижаем издержки Версия для печати

Как сократить затраты в магазине

Снижение затрат на предприятии розничной торговли.

Часть 1. Сокращение затрат на торговое оборудование

Александр Лира (Лира-Александр.gif)Александр Лира, эксперт.
Нынешние торговые предприятия, по своему техническому оснащению, очень далеко ушли от вчерашних сельпо. Но одновременно существенно выросли и затраты, связанные с содержанием и использованием торгового оборудования...

Затраты, связанные с оборудованием, являются одними из наиболее сложных с точки зрения управления ими. А управлять ими сложно потому, что сами по себе это затраты сложные, комплексные, включающие три группы затрат:

Первая группа - это затраты на получение юридической возможности использования оборудования. (Первоначальная стоимость оборудования, если оборудование покупается в собственность. Затраты на аренду, если оборудование берется в аренду. Лизинговые платежи, если оборудование получается по схеме финансового лизинга.)

Вторая группа - это затраты на получение технической возможности использования оборудования. Иными словами, затраты на то, что чтобы оборудование находилось в рабочеспособном состоянии - затраты на техническое обслуживание и ремонт. (К этим затратам относится стоимость запасных частей, заработная плата собственного обслуживающего персонала, стоимость услуг сторонних организаций.)

Третья группа - это затраты на собственно эксплуатацию оборудования. Затраты, которые возникают в процессе его работы, когда оборудование «крутится». (В первую очередь, сюда относятся энергоресурсы, позволяющие оборудованию работать. А  из всех энергоресурсов, применительно к розничной  торговле, важнейшим будет электроэнергия.)

С точки зрения возможностей снижения представленная групповая структура данных затрат диктуем нам следующее требование:
«При рассмотрении различных мероприятий по  снижению затрат одной группы необходимо принимать во внимание то, как проведение этих мероприятий отразится на затратах другой группы».
Естественным следствием этого требования является главный «секрет» борьбы с данными затратами:
«Стремиться к тому, чтобы общая сумма затрат, связанных с оборудованием, снизилась. Даже если при этом затраты по какой-нибудь из групп вырастут».
Собственно, можно не сомневаться, никакого особого секрета в этом «секрете» для Вас нет.
Вы прекрасно знаете, например, что можно купить двадцатилетний автомобиль «Вольво» «всего» за 120 000 рублей. А потом ежегодно тратить почти столько же на его техническое обслуживание. Иными словами, сэкономив на первоначальной стоимости, можно потом разориться на техническом обслуживании.

Но кроме рассмотренного «несекретного секрета» есть и еще один.
Важно ведь не только то, во сколько нам обходится оборудование. Важно и то, какой эффект мы получаем от его использования, какую полезную работу оно выполняет.
Таким образом, второй «секрет» снижения затрат, связанных с оборудованием можно сформулировать следующим образом:
«Стремиться к тому, чтобы на единицу результата, полученного от использования оборудования,
приходилось как можно  меньше затрат, связанных с его использованием».

(Если продолжить автомобильную тему, то применительно к эксплуатации автотранспорта рассмотренный показатель трансформируется в показатель «Стоимость 1 километра пробега».)

Теперь, сказав главное о затратах, связанных с оборудованием, рассмотрим ряд практических вариантов по снижению данных затрат.

Способ 1. Планирование потребности в оборудовании

«Нет человека - нет проблемы».
Нет оборудования - нет и связанных с ним затрат.
Самый простой и самый радикальный способ снизить затраты на оборудование - это не покупать его и не использовать.  Тогда и затраты все «в ноль» исчезнут.
Но, конечно же, речь не идет о том, чтобы вообще от него отказаться. Нет. Надо просто не покупать и не использовать лишнее оборудование. А ответить на вопрос «Что является лишним, а что - нет?»  поможет планирование потребности в оборудовании.

Методики расчета потребности в разного рода оборудовании, применительно к розничной торговле, описаны в публикациях, особой сложности не представляют, так  что Вы вполне можете ими воспользоваться самостоятельно.
Показательным является пример с кассовыми терминалами.
При расчете необходимого количества кассовых терминалов крайне важно не ошибиться.
Малое количество кассовых терминалов - это несовершенные покупки, недовольство и снижение лояльности покупателей. Иными словами недополученные доходы. Сегодня или в будущем.
Лишний кассовый терминал - это дополнительная стоимость на кассовый бокс, POS-систему, фискальный регистратор, лицензии. Плюс затраты на последующее обслуживание.
Оптимальное количество кассовых терминалов Вы вполне можете рассчитать сами, воспользовавшись представленными в многочисленных публикациях формулами. И даже если Вы не решитесь полностью положиться на результаты самостоятельно проведенных расчетов, то, по крайней мере, сможете проверить результаты расчетов, которые представила Вам привлеченная для этого компания-поставщик.

Кстати, о компаниях-поставщиках торгового оборудования, предлагающих комплексное оснащение объекта.
Зачастую проектированием магазинов, в том числе и расчетом потребности в оборудовании, занимаются именно компании, которые это самое оборудование и поставляют. Поэтому неудивительно, что их проекты могут иметь склонность к повышенной плотности размещения торгового оборудования, а их фантазии в «комплексном оснащении магазина «под ключ» не знают предела. Так что не ленитесь перепроверить их. А если Вы и себе не доверяете, то пригласите независимого эксперта.

Цель оснащения магазина - создать возможность по размещению  планируемого ассортимента товара на имеющихся площадях и сделать операции с товаром удобными как для покупателей, так и для персонала магазина.
Основная ошибка, через которую многие проходят - это планирование потребности в оборудовании и проектирование размещения оборудования до формирования «ассортиментной матрицы». На самом же деле, только после формирования этой матрицы Вы сможете четко оценить - какая площадь выкладки необходима и какой перечень оборудования необходим. После этого можно подключать к работе компании, занимающиеся комплексным оснащением, и тогда уже их «фантазии» будут лежать в рамках Вашего технического задания, так что предложить больше необходимого им будет уже сложнее.    
Всегда помните, что недостаток оборудования - это плохо. Но его избыток - это еще хуже.

И не следует «с ходу» соглашаться на предложения о «комплексном оснащении». Бывает, что лучше привлечь несколько поставщиков, каждый из которых будет поставлять какую-то одну группу оборудования.

Способ 2. Правильный выбор оборудования

Что понимается под «правильным видом оборудования», и в чем собственно суть данного способа?
Правильный выбор оборудования - это выбор оборудования с использованием тех двух «секретов», которые мы рассмотрели выше.
А суть данного способа состоит в том, что при выборе оборудования: надо стремиться к тому, чтобы:
- значение показателя «Общая стоимость владения» было минимальным, т.е. сумма всех затрат, связанных с данным оборудованием была минимальной;
- на единицу полезной работы оборудования (на единицу полученного от его использования результата) приходилось минимум затрат.

Практическое применение данного способа рассмотрим на примере холодильных ларей. Холодильные лари - вообще благодарная тема. В том смысле, что при правильном подходе здесь можно получить очень неплохие результаты.

Во-первых, можно использовать лари вместо бонет, при этом доукомплектовать лари стеллажами.
Источников эффективности в этом случае сразу два.
Во-первых, эксплуатация ларей обходится дешевле эксплуатации бонет.
Во-вторых, для увеличения «отдачи с квадратного метра» для бонет используются так называемые суперструктуры. А для ларей вполне достаточно обычных, более дешевых стеллажей. Соотношение приблизительно такое. На секцию бонета 3,75 м необходима суперструктура стоимостью порядка 40 000 рублей. А стеллаж для ларя такого же размера будет стоить порядка 18 000 рублей.

Во-вторых, можно существенно выиграть за счет правильного выбора  производителей и моделей ларей.
Здесь, собственно, главный принцип такой:
повысить «отдачу с квадратного метра», т.е. чтобы на единицу площади пола приходилось максимум полезного объема.
Ну а «попутно» удается улучшить и другие эксплуатационные характеристики и снизить затраты.

Вот один из примеров.
Лари Arneg Malmoe  были заменены на лари AHT PARIS. Результат получился следующий. Удалось не только почти на четверть увеличить полезный объем (при одновременно сокращении занимаемой площади!!), но и в 4 (!!) раза снизить затраты на электроэнергию.

Еще пример.
Лари другой марки - Branford Saturn - меняются на те же лари AHT PARIS. В этом случае снижение затрат на электроэнергию оказалось не столь впечатляющим, как в предыдущем примере. Но зато в большей степени вырос полезный объем (и тоже при сокращении занимаемой площади).

Вообще, за время шестилетнего «знакомства» авторов с ларями AHT последние зарекомендовали себя с самой лучшей стороны:

  • Абсолютная, практически «неубиенная» надежность;
  • Какой-то особый монтаж для них не нужен. Так что на установку тратиться не нужно. А когда Вы вдруг решите съехать в другое помещение, то для «демонтажа» ларей достаточно просто вынуть вилку из розетки;
  • Обслуживать в них нечего, а потому нет необходимости платить сервисным организациям. (Конечно, не забывайте хотя бы пару раз в год помыть их «Доместосом».);
  • Лари AHT выпускаются разных типов - среднетемпературные, низкотемпературные и мультирежимные. (Есть модели с автооттайкой, что позволяет вообще «забыть» о необходимости их обслуживания. Вашему персоналу останется только загружать в них продукты.)   Оборудование с разными режимами работы позволит Вам установить линейку ларей в торговом зале для продажи всего ассортимента продукции «заморозки» и «охлажденки». И, при необходимости, легко и безболезненно переводить лари с хранения  «заморозки» на хранение  «охлажденки» или наоборот.

Один из авторов свою позицию в отношении выбора производителя ларей готов сформулировать так:
«Надо сказать, что мои «потребительские предпочтения» в пользу АНТ сложились не сразу. За то время, в течение которого я использовал лари, у меня было желание сократить расходы на их покупку, и как один из шагов  была покупка ларей у конкурента AHT - компании Costan. Компания Costan очень уважаемая во всем мире, но понял одно: если Вы хотите достичь эффекта экономии покупать нужно именно AHT. Если у Вас есть деньги и время, можете проверить мое утверждение. Но я в этом убедился на собственном опыте и заверяю Вас: лари AHT значительно лучше по качеству и по своим характеристикам ларей Costan.  Не наступайте на те же грабли.

© Александр Лира 
© «Клуб Борцов с затратами»  ( http://www.costkiller.ru/ )     

Продолжение темы - здесь 





Тема: Снижаем издержки
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Как исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)

Почему возникают технические ошибки при внесении сведений в ЕГРН и как добиться их исправления в установленный законом срок.

Юридические услуги

Как и где можно получить выписку из ЕГРН о зарегистрированных договорах долевого участия (ДДУ)

С введением в действие Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, повлиявшие на отдельные виды документов, выдаваемых Росреестром и содержащие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции