№12-2017 Архив Реклама на сайте
ТОП-100 компаний
ТОП-100 персон
ПОРЯДОК В БИЗНЕСЕПРОДАЖИРАБОТА С КЛИЕНТАМИУПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОММАРКЕТИНГ Тренинги и СеминарыНОВОСТИ
СтатьиБиблиотека руководителя
 
В свежем номере:
Сообщение о ликвидации компании HUBBLE GROUP LTD.
Все статьи номера
Подписка на новые статьи
№8-2012| Юридическая консультация Версия для печати

Какие ошибки допускаются при самостоятельной регистрации товарного знака?

Сергей Зуйков
Генеральный директор компании «Зуйков и партнеры»

Необходимо учитывать ограничения при создании товарного знака, провести поиск по сходным знакам, сделать верное описание и правильно выбрать нужные категории МКТУ


Какие ограничения следует учитывать при создании товарного знака?

Прежде чем приступить к регистрации торгового знака, его нужно создать. И по возможности, уже на этом этапе стоит стремиться к тому, чтобы сделать торговый знак отвечающим все требованиям законодательства - впоследствии это значительно облегчит компании процесс регистрации обозначения.

Закон говорит, что знак может состоять из одного или нескольких слов, букв, цифр, рисунков, эмблем или подписей, он может иметь несколько цветов или их комбинаций.

При этом существуют и ограничения, которые нужно учитывать при создании товарного знака. Так, знак не должен состоять только из одних элементов слов или изображений, которые:

  • вошли в общее употребление и обозначают товары определенного вида (например, вы не сможете зарегистрировать торговый знак, который состоит из одного слова «газировка», если ваша фирма действительно производит газированные напитки);
  • являются общепринятыми символами и терминами (чаша, обвитая змеей для медицины; гаечный ключ для механики и т.п.);
  • характеризуют товары по месту, времени и способу производства (например, если вы владеете птицефермой, расположенной в Подмосковье, получить исключительное право марку «Подмосковные курочки» будет сложно);
  • указывают на вид, качество продукции (нельзя использовать слова «лучшее», «супер» и т.п.), состав или материал сырья;
  • представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно их назначением (например, нельзя зарегистрировать товарный знак в форме кинескопа телевизора, если фирма выпускает кинескопы, потому что их форма обусловлена техническими характеристиками).

Все эти ограничения более подробно описаны в IV части Гражданского Кодекса РФ.

Из этого же документа следует, что товарный знак не зарегистрируют, если он:

  • вводит потребителя в заблуждение в отношении качества товара (например, в названии используется слово «конфеты», а на регистрацию заявлен товар - печенье);
  • совпадает полностью или в большей части с уже зарегистрированным знаком;
  • включает элементы исключительно государственных гербов, флагов, эмблем, полные или сокращенные названия государственных и международных организаций;
  • имеет близкое сходство с особо ценными историческими или культурными памятниками России;
  • состоит из такого же названия, как у широко известного произведения науки, литературы или искусства.

Полный перечень оснований для отказа в регистрации товарного знака содержит ст. 1483 упомянутой IV части Гражданского Кодекса РФ и «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания». Дополнительную информацию о торговых знаках и механизмах их регистрации можно получить из Гражданского кодекса.

Что делать после создания товарного знака?

Первое, что нужно сделать в рамках регистрации знака - провести так называемый поиск по сходным товарным знакам и определить, не пытался ли кто-то зарегистрировать похожее обозначение. Для этого можно воспользоваться имеющейся в открытом доступе базой  Роспатента по зарегистрированным знакам, но здесь нужно учитывать, что в данную базу включены только уже зарегистрированные обозначения – поданные заявки в ней не отображены! Для того, чтобы получить более достоверную информацию, можно  привлекать к работе организации, имеющие доступ к базе заявок. Теоретически этот поиск можно заказывать и в самом Роспатенте, но здесь он либо слишком дорого стоит, либо занимает слишком много времени. За разумные деньги, у специалистов Роспатента на поиск уходит больше месяца, тогда как при желании они могут выполнить его за 3-4 дня, но такая услуга обойдется предпринимателю в разы дороже. 

Прежде чем приступить к поиску, необходимо определить для каких товаров или услуг будет использоваться  товарный знак – лучше, проводить поиск уже по категориям конкретных  товаров.

Если вы определили, что препятствий к регистрации знака нет, можно подавать заявку в Роспатент. Сделать это можно самостоятельно, поскольку все бланки имеются  на сайте регистратора. Примерно через полтора-два месяца после подачи заявки, вы получите приоритетную справку, подтверждающую тот факт, что вами поданы документы на регистрацию товарного знака. После этого, примерно через год ожиданий,  заявителю  отправляют либо уведомление о результатах проверки указанного обозначения, либо решение о регистрации. За это время Роспатент проводит еще одну экспертизу по сходным знакам и абсолютным основаниям, то есть выясняет, не является ли слово, которое подано на заявку абсолютным в описании данных товаров или услуг, не является ли оно  ругательным и т.д.

Сама по себе справка только указывает лишь на то, что ваше заявление принято на регистрацию и устанавливает приоритет, но при этом не дает вам никаких прав. Хотя многие производители используют ее для подтверждения регистрации перед подрядчиками, чтобы те раньше начали выпускать товар под новым брендом. Но важно понимать, что когда ваш знак будет зарегистрирован, правовая охрана возникает с даты получения приоритета – то есть, с момента подачи знака на регистрацию. С момента регистрации товарного знака, он принадлежит правообладателю на 10 лет начиная с даты подачи заявки. После этого срока правовая охрана изображения может быть продлена по заявлению правообладателя на следующие 10 лет.

Какие ошибки чаще всего допускают предприниматели при самостоятельной регистрации знака?

Самая большая проблема - сходные знаки. Сайт Роспатента, открытый в свободном доступе, показывает схожесть изображений в процентном соотношении, но на практике это соотношение часто не соответствует действительности. Можно получить результат,  что знаки схожи на 80%, при том что в реальности, для специалистов, они не имеют ничего общего. С другой стороны, по результатам проверки может получиться, что знаки не имеют ничего общего, хотя на деле они практически идентичны.  

Еще одна проблема – несоблюдение требований, предъявляемых к товарным знакам. Подавая заявку на регистрацию, производители часто думают, что уже этот факт дает им право использовать указанное обозначение, тогда как на деле оказывается, что знаки так и не были зарегистрированы и даже более того – они просто не могут быть зарегистрированы. Таким образом, неправильная оценка возможности регистрации знака – вторая главная ошибка.

Большое количество проблем возникает с описанием знака, с составлением перечня товаров.  Кто-то заявляет слишком много категорий, другие наоборот – слишком, некоторые указывают товары, которых в принципе нет в категориях МКТУ.

Кроме того, не следует забывать, что иногда подачи одной заявки не достаточно. Иногда необходимо подать на регистрацию и словесный знак, и изображение, и комбинированный знак…

И люди не всегда это понимают, поэтому в том случае, если у вас возникла необходимость зарегистрировать товарный знак, сама простая и действенная рекомендация – не бойтесь обратиться за советом к специалисту! Заранее предположить, каким образом ваши конкуренты будут нарушать ваши права очень сложно, а грамотная регистрация позволит максимально обезопасить себя и защитить свои интересы.


Вас могут также заинтересовать эти статьи:




Рубрика: Юридическая консультация Виды бизнеса: Патенты и товарные знаки Компании: Зуйков и партнеры Персоны: Зуйков Сергей
Интересные статьи

Продавать или сопровождать: почему ваши продажники не должны мыть полы в офисе

7 простых приемов оптимизации бизнес-процессов

Как «кидают» российских инвесторов. Топ-12 способов обмана

Как руководить подчиненными с пляжа, или Дистанционное управление бизнесом

«Продавцы-вредители»: кто и как лишает ваш магазин части прибыли.

Джеймс Борг. «Сила мысли». Поменяйте ход своих мыслей, измените свою жизнь

Техника продаж. Преодолеваем отказ №5. "Нет денег – бюджет уже израсходован"

Еще три вредных мифа о продажах, в которые верят генеральные директора

 

Юридические услуги

Как исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)

Почему возникают технические ошибки при внесении сведений в ЕГРН и как добиться их исправления в установленный законом срок.

Юридические услуги

Как и где можно получить выписку из ЕГРН о зарегистрированных договорах долевого участия (ДДУ)

С введением в действие Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, повлиявшие на отдельные виды документов, выдаваемых Росреестром и содержащие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Юмор
Директор подчиненным: - Вот вы все жалуетесь на кризис, на ухудшение жизни из-за экономического положения... Читать дальше
Библиотека руководителя
Компании и услуги - Снижаем издержки - Порядок в бизнесе - Продажи и клиенты - Обман в бизнесе - Реклама и маркетинг - Управление персоналом - Личная эффективность - Нормативы, ГОСТ, СНИПы
Условия перепечатки
Для экспертов
Темы и вопросы
Записаться в эксперты
Справочник
Компании Персоны
Бизнес-словарь
Должностные инструкции
Реклама на сайте
О сайте
Расценки на рекламу
Акции и бонусы
Заказать рекламу/ консультацию
Разместить пресс-релиз
Координаты редакции