В сумасшедший дом за итальянские сапоги, или Правильные принципы подбора кадров
Константин Бакшт Генеральный директор компании «Капитал-Консалтинг» (www.salesystem.ru, www.fif.ru)
|
Многие Компании проваливают конкурсы на заполнение вакансий уже на этапе размещения объявлений. Дальнейшее общение отсеивает подходящих кандидатов еще до собеседований. А индивидуальные собеседования дают все преимущества соискателям, всячески ослабляя позицию Компании.
Продолжение статьи К. Бакшта "Продажники на блюдечке", или Как утолить кадровый голод вашей компании
... Предыдущая статья закончилась выводом: чтобы два менеджера по результатам конкурса вышли и приступили к работе, набирать нужно как минимум четверых. Об этом и говорит третий принцип набора кадров.
Принцип № 3. Набираем в два раза больше, конкурсы проводим регулярно.
Остается вопрос: как правильно и эффективно провести сам конкурс? Как мы уже выяснили, многие Компании проводят конкурсы настолько неэффективно, насколько это вообще возможно. Большинство конкурсов запарывается уже на этапе размещения вакансий. Дальнейшее общение с соискателями ведется так, что подходящие кандидаты отсеиваются еще до собеседований. После чего индивидуальные собеседования дают все преимущества соискателям, всячески ослабляя позицию Компании. И конкурс проваливается окончательно.
Чтобы понять, как правильно проводить конкурсы, вернемся во времена Советского Союза. Представьте себе ситуацию. В обувной магазин завезли итальянские сапоги.
Видел ли кто-нибудь, чтобы продавщица выбегала на улицу и кричала: «Заходите, граждане-товарищи! Итальянские сапоги завезли! Коммунистам — без очереди!»
Думаю, нет. Такую продавщицу сразу свезли бы в сумасшедший дом за дискредитацию гордого звания работника советской торговли. Как вообще в те времена можно было приобрести итальянские сапоги? Во-первых, по блату. Во-вторых, с переплатой в несколько раз. Если же сапоги все-таки попадали в свободную продажу, как Вы об этом узнавали? Правильно, по очереди, торчащей из двери магазина. Очередь была самой лучшей рекламой: «ЧТО-ТО ДАЮТ».
А как назывались в те времена итальянские сапоги и другие подобные жизненные блага? Хорошие шапки и нормальные шубки? Легковые автомобили и запчасти к ним? И многое другое, включая хорошую колбасу? Правильно, дефицит.
Так вот, люди будут стремиться к Вам на работу, если работа у Вас — дефицит. И получить ее хочет толпа соискателей.
Итак:
Принципы успешного конкурса: дефицит + очередь (толпа)
У этой технологии есть научное название – «кадровый ассессмент». Или, точнее, «использование ассессмент-центра при наборе кадров с открытого рынка труда». Чтобы провести конкурс по этой технологии, он должен быть психологически безупречно выстроен с начала и до конца. Как Вы думаете, на основании чего соискатели решают, что Вы предлагаете крутую и дефицитную работу? Изначально они не знают про Вашу Компанию практически ничего. Если, конечно, Ваша Компания — не «Сбербанк» или «Мегафон». Хотя и организации с известным именем легко проваливают конкурс. Я это неоднократно наблюдал. И наоборот, небольшая фирма набирает классные кадры, если правильно проводит конкурсы.
Так вот, на основании чего соискатель решает, что он хочет попасть к Вам на собеседование? Он принимает решение, исходя из минимальной доступной ему информации. Во-первых, он изучает текст вакансий в газете/журнале/Интернете. Во-вторых, он позвонит Вам. И сделает выводы из того, как Ваши сотрудники ответили на звонок.
В Москве многие соискатели зайдут на сайт Вашей Компании, чтобы познакомиться с Вашей спецификой. Если у Вас нет сайта или он откровенно неудачный — большинство потенциальных сотрудников будут потеряны. В регионах по состоянию на начало 2013 года не более 40–60 % соискателей заходят на сайт Компании перед собеседованием. Что красноречиво говорит о низкой цивилизованности региональных сотрудников, многие из которых до сих пор слабо знакомы с Интернет. Это, конечно, стыд и позор.
И, наконец, лишь немногие соискатели постараются лично принести Вам свое резюме, чтобы заодно посмотреть Ваш офис.
Таким образом, для эффективного проведения конкурса необходимо правильно сделать всего несколько вещей.
-
Правильно подготовить текст и блок вакансии
-
Правильно разместить ее в газетах (журналах) и Интернете.
-
Иметь приличный сайт, позитивно освещающий работу Вашей Компании. Кстати, если Вы разместили вакансию на hh.ru, а на вашем сайте упоминания о вакансии нет — это плохой признак для соискателя, поскольку явно демонстрирует бардак в Вашей организации.
-
Должным образом отвечать на звонки соискателей и на письма, присылаемые по e-mail.
-
При необходимости — достойно встретить соискателей, которые лично принесли резюме в Ваш офис.
-
Наконец, правильно пригласить соискателей на собеседование.
В результате вместо индивидуальных собеседований проводится общий отборочный конкурс. Соискатели приглашаются в одно и то же место, в одно и то же время. Где попадают под интенсивный многоэтапный отбор: 4 этапа, 3–6 часов. И в жесткой конкуренции друг с другом сражаются за право работать в Вашей Компании.
Если конкурс проводится по эффективной технологии, успех его в основном зависит от количества пришедших на него соискателей.
-
Если на конкурс одновременно пришло менее 5 соискателей, конкурс слабый. Позиция Вашей Компании будет не лучше, чем при индивидуальном собеседовании. Требуется колоссальное умение, чтобы вытрясти из такого конкурса какой-то положительный результат.
-
При количестве соискателей от 5 до 9 конкурс будет сложным, но все же приемлемым. Из такого конкурса уже можно получить средний результат.
-
При количестве соискателей от 10 до 14 конкурс неплохой. Такой конкурс может дать вполне приличные результаты.
-
При количестве соискателей от 15 до 19 конкурс хороший. Результаты могут быть весьма достойными.
-
Если соискателей от 20 и выше, конкурс отличный. При наличии опыта Вы можете делать с соискателями все, что пожелаете. Вопрос может быть уже не в том, чтобы нанять достойных сотрудников. А в том, чтобы нанять их на условиях, безусловно выгодных для Вашей Компании.
Максимально возможное количество одновременно пришедших соискателей при таком подходе при сохранении эффективности — примерно 45 человек. Большее количество для одного многоэтапного отбора (3–5 часов) уже не эффективно. Допустим, Вы можете обеспечить приход на конкурс 60 соискателей. Для этого в регионах Вам потребуется пригласить не менее 120 человек, в Москве — не менее 300. Считая только тех, кто клятвенно пообещает прийти к Вам на собеседование (часть соискателей при приглашении отказывается, или не может). Но такое количество соискателей эффективнее будет разделить на 2 конкурса. Так, чтобы на каждый пришло около 30 человек.
Разумеется, если неправильно проводить сам конкурс — никакое количество соискателей Вас не спасет.
Продолжение - Как эффективно набирать сотрудников: пошаговая технология
Не пропустите новые статьи Константина Бакшта. Подписаться на бесплатную рассылку новых статей
Читайте другие статьи Константина Бакшта в журнале "На стол руководителю"
Вас могут также заинтересовать эти статьи:
|